швейцарские часы CertinaКак стало известно, швейцарский часовой холдинг Swatch Group решил кардинально поменять систему дистрибуции своих марок на территории России. Вслед за Mercury, получившим эксклюзив на Omega (см. статью от 4 августа), аналогичные права на брэнды Tissot и Certina достались компании PrimeTime. Участники рынка предполагают, что, сокращая число дистрибуторов, Swatch Group готовится к созданию собственной системы продаж.
О том, что PrimeTime стала единственным дистрибутором брэндов Certina и Tissot, "Бизнесу" рассказал гендиректор PrimeTime Григорий Мартикян. "Руководство Swatch Group рассчитывает, что эксклюзивное соглашение о дистрибуции позволит уделять больше внимания продвижению марок",- пояснил Мартикян. Соглашение между компаниями вступает в силу с 1февраля 2006 года, уточнил он.
Сейчас дистрибуцией Tissot и Certina занимаются PrimeTime и еще один дистрибутор- "Адора". "Мы получили письмо от Tissot, согласно которому "Адора" может заказывать часы Swatch Group до 31 января 2006 года, когда этот срок истечет, займемся дистрибуцией fashion-брэндов, уже сейчас готовится ряд эксклюзивных соглашений",- подтверждает председатель совета директоров "Адоры" Виталий Левин.
Комментарий Swatch Group о причинах изменения системы дистрибуции получить не удалось.
Участники рынка констатируют, что PrimeTime заключил выгодную сделку. По данным гендиректора сети магазинов Eurotime S.A. Александра Журавлева, в 2004 году объем продаж Tissot в России составил около 115 тыс. штук, или $28 млн в розничных ценах, Certina - около 9 тыс. штук, или $2 млн. Григорий Мартикян прогнозирует рост спроса на эти марки с ростом благосостояния среднего класса, основных потребителей Tissot и Certina (средняя цена часов $200-250). "В 2006 году спрос на Tissot вырастет на 15-20%, на Certina - 30-40%",- обещает Мартикян.
Напомним, ранее Swatch Group уже пересмотрела дистрибуцию в России брэнда Omega, отдав его Mercury. По данным участников рынка, сейчас компания получила и права на Rado и Longines. Эксперты связывают решение Swatch Group со стремлением контролировать цены. "Когда дистрибуторов много, одни и те же брэнды пересекаются в товарных группах и конкурируют сами с собой",- поясняет ведущий аналитик аудиторско-консалтинговой компании "Развитие бизнес-систем" (консультирует нескольких участников рынка часов) Николай Кучугин.
Участники рынка предполагают, что в дальнейшем Swatch Group и вовсе перейдет на прямые продажи. "Это же очевидно: сначала Swatch Group выбрала эксклюзивных дистрибуторов, которые будут работать под ее руководством, а затем и вовсе откажется от сотрудничества с российскими партнерами, когда будет готова к тому, чтобы продавать самостоятельно",- говорит Виталий Левин из "Адоры". Он предполагает, что Swatch может отказаться от сотрудничества с Mercury и PrimeTime через два-три года. С Левиным соглашается и Александр Журавлев из Eurotime: "Готовящееся открытие собственного офиса - единственная причина подобной политики",- считает он.
Попросивший об анонимности участник рынка объясняет преимущества прямых продаж возможностью жестко контролировать продвижение брэнда, увеличением маржи и ужесточением борьбы с контрафактом.
Комментарий Mercury вчера получить не удалось, Григорий Мартикян сообщил, что ничего не слышал о намерении Swatch заняться дистрибуцией своих брэндов в России самостоятельно.